В нашем саду с 1 по 8 ноября прошел творческий, информационно – познавательный проект «Наша русская Матрешка». Ознакомление детей с русской народной игрушкой «Матрешкой» невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. Руководители проекта: муз. руководитель Ханчас Е.О., воспитатели Балышева Ю.В., Кенибас А.А. Участники проекта: дети старшей, подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель. Цель данного проекта создать условия для формирования у детей 5-6 лет интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной игрушки «Матрёшки». При подготовке проекта была оформлена выставка по народным промыслам (при помощи родителей), организована соответствующая предметно – развивающая среда в группе, экскурсия в музей, были проведены занятия.
Интегрированное познавательное занятие по развитию речи в старшей и подготовительной группе «История русской Матрешки» воспитатель Балышева Ю.В. Целью которого было ознакомить детей с историей рождения русской деревянной матрёшки. В ходе занятия дети познакомились с Василием Звёздочкиным, который первую русскую матрешку вырезал в мастерской А.И. Мамонтова, а также с С.В. Малютиным, который расписал матрешку. Познакомились со способом ее изготовления. Дети с удовольствием выполнили приготовленные задания: проговорили скороговорку, рассказали признаки предмета – матрешки, собрали матрешек по порядку от большей к меньшей, справились с играми «Собери матрешек» разрезанные картинки, «Найди такую же», «Найди отличия». Затем детям были предложены раскраски, но они не простые, а с хитринкой. С помощью цифр и цвета ребята раскрасили матрешек.
С Целью формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой. Воспитатель Кенибас А.А. провела интегрированное занятие в подготовительной группе «Русская матрёшка» (пластилинография). Дети узнали, что русская матрешка — самая юная среди народных игрушек. «Изготовили» свои авторские матрешки и разукрасили не красками, а пластилином. С удовольствием сами нарисовали шаблоны, вырезали и нанесли каждый свой индивидуальный рисунок. В ходе занятия использовала музыкальное сопровождение, частушки, потешки, водили хороводы. С интересом дети отгадывали загадки о матрёшках, читали стихотворения.
Фольклорный праздник «Матрешка с Тимошкой в гостях у ребят» муз. руководитель Ханчас Е.О. Проводя праздник «Матрешка и Тимошка в гостях у ребят», ставила задачу
повысить эффективность духовно-нравственного воспитания, через приобщения дошкольников к основам русской народной культуры. Использовала все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В сценарии праздника были затронуты все виды народного музыкального творчества. Детям и родителям праздник пришелся по душе. Частичка русской культуры осталась в душе у каждого, кто присутствовал на празднике.
Мастер – класс «Узоры для Матрешки» на котором родителям совместно с детьми было предложено побывать в прошлом в удивительной мастерской под названием «Детское воспитание», которая принадлежала семье предпринимателя, мецената Анатолия Ивановича Мамонтова. В мастерской заготовки матрешек ждали уже своих гостей и им предстояло расписать свою матрешку, применив ранее полученные знания о разновидности росписей: Хохлома, Городецкая, Гжель, Жостовская, Полхово-Майданская, Семеновская. От знакомства с мастерством народных умельцев, совместной работы, родители и дети получили позитивные эмоции.