Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
Клубный час «Экспериментальная деятельность»
20 декабря 2019 года в детском саду для детей подготовительной группы был организован клубный час. Технология «Клубного часа» проста. В назначенный день воспитанники группы имели возможность выйти за пределы своей группы для того, чтобы заняться в течение часа тем видом деятельности, который выбрали сами по своему желанию. Познавательно — исследовательская деятельность детей в ДОУ, как одно из ведущих вводов деятельности у детей дошкольного возраста. Систематически проводится работа по созданию условий для развития познавательной и речевой деятельности ребёнка-дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Мы педагоги, поддерживаем и развиваем в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создаем необходимые для этого условия. Ведь грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом. Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника. Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской, дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как устроен мир?). Ознакомление детей с широким кругом знаний, представление целостной картины мира – важнейшая задача для достижения цели общего развития детей.
Детям все интересно, их все манит и привлекает. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!». Мотивация детей: Я – могу, хочу, буду, узнаю, попробую, смогу, не боюсь, мне интересно!
Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдения, которые проводятся в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, песка, воды, растений и т.д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Организованная образовательная деятельность позволила детям самим добывать информацию об изучаемых объектах, а педагогам — сделать процесс обучения более эффективным и удовлетворяющим естественную любознательность детей. Педагоги в своей деятельности развивали познавательную активность, любознательность, стремление к исследованию и экспериментированию с предметами, материалами, природными объектами. Дошколята учились искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения в ходе увлекательных экспериментов.
Воспитатель Исаенко О.В. на своем клубном часе «Лаборатория воды» закрепила знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о значении волы в жизни растений, животных и человека. О том, что вода — это «дом» для многих растений и животных, о необходимости экономно использовать воду в быту. Закрепила умения у детей проводить опыты с водой. Для того чтобы заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность предлагалось ряд игр с водой: «Тонет – не тонет», «Вода прозрачная», «Вода меняет свой цвет, окрашивается», «Вода не имеет формы». Дети брали стакан с простой водой и емкость с льдинками, предварительно замороженными в холодильнике, руками трогали льдинки и определяли какие они? Делали выводы, что льдинки не исчезли, а превратились в воду. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, получали новые впечатления, испытывали положительные эмоции, познакомились со свойствами воды и разных предметов. Дети с большим удовольствием рассказывали капельке о чудесных свойствах воды: Что можно делать с водой? (наливать, переливать); а когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы); а может ли вода изменить свой цвет? (может если в нее положить краску); а есть ли вкус у воды? (безвкусная); а если я положу сахар? Какая будет вода? (сладкая); А если соль? (соленая) и т.д. Серия наблюдений, опытов и экспериментов с водой способствовало формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Капелька очень много про себя узнала и была очень благодарна детям. Волшебница — вода подарила детям на память раскраски с изображением воды.
Ведущим познавательным процессом у детей является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Поэтому, много интересного ребята познали на клубном часе «Удивительная соль», где воспитатель Балышева Ю.В., учила детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования. Совместно с ребятами проделывали следующие опыты: «Из чего состоит соль», «Соль растворяется в воде», «Плавающее яйцо». Воспитывала в детях любознательность, потребность в получении информации о соли, развивала умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы, способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли, и научила использовать соль, как средство для творчества. Результатом работы стало рисование солью.
Создание благоприятных условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являются первыми ступенями в познании окружающего мира. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их, это и есть результат всей работы.
Воспитатель Кенибас А.А., с детьми отправились в «Песочную страну» где выделили свойства песка: сыпучесть, рыхлость, сыпали песок на лист бумаги и рассматривали его через лупу. Делали вывод: что песок состоит из песчинок. Воспитатель обращала внимание детей на то, что можно сделать постройки только из мокрого песка. Познакомила со способом изготовления рисунка на песке. Развивая внимание детей, воспитывала желание играть с песком.
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок
Получается песок.
А с помощью трубочки, ребята (дуя на песок), делали вывод, что песчинки мокрые и они не движутся.
Ребятам было весело и интересно, наблюдалась взаимовыручка и доброжелательная атмосфера. После завершения клубного часа, все дети в своей группе с воспитателем Нуреевой И.И., провели «Рефлексивный круг» они бурно обсуждали, какие клубы посетили, что понравилось, а что — нет, что их удивило, заинтересовало, порадовало, чему новому они научились и т.д.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь, происходит накопление фонда умственных решений формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности, расширяем представление детей о значимости воздуха в жизни человека. Эксперимент превращается в фокус.