Образовательные области:
«Познавательное развитие»,
Социально-коммуникативное развитие»,
«Художественно- эстетическое развитие»,
«Физическое развитие».
Вид проекта:
Познавательно- исследовательский
Участники проекта:
педагоги, дети подготовительной группы.
Сроки реализации проекта:
Неделя.
Актуальность проекта.
Актуальность исследования заключается в том, что многие сейчас пытаются следовать и изучать наши народные русские традиции и им следовать.
Традиция- передача, предание- элементы культурного и социального наследия, передающееся от поколения к поколению и сохраняющаяся в определенных социальных группах в течение длительного времени. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, дети не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.
Проект «Кукла оберег» — призван сыграть роль в сохранении и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.
Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей.
«Не зная традиций своего народа, невозможно продвигаться вперед и добиваться каких — либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции».
Цель проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы- оберега. Объединение детского сада и семьи посредством воплощения единого замысла. Сближение детей и родителей при осуществлении совместной работы при изготовлении тряпичных кукол.
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения народно куклы;
- Развивать познавательную и творческую активность, через разные формы работы: НОД, развлечения, беседы;
- Обучение технологии изготовления народных кукол-оберегов;
- Обогащение активного словаря ребенка, через знакомство с народной куклой- оберегом;
- Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям, через народную куклу.
Предполагаемы результаты для детей:
-повысится качество воспитательно- образовательной работы с дошкольниками;
-дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной обрядовой русской куклы;
— дети узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего делали старинные обрядовые куклы;
— дети станут более коммуникативно- компетентны по данной теме;
-овладеют технологией изготовления тряпичных кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.
Заключительный этап.
В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:
-была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды;
-освоена технология выполнения куклы- оберега;
— оформлена выставка совместных работ детей, родителей и педагогов «Куклы – обереги»
План реализации проекта
Образовательные области программы:
«Познавательное развитие»,
«Социально- коммуникативное развитие»,
« Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие»
Виды деятельности:
Рассматривание иллюстраций «Русская изба»
Беседы: «Быт русского народа», «Праздники на Руси», «Чем играли наши бабушки», «Зачем нашим предкам были нужны куклы».
Составление творческих рассказов «Что мы знаем о русской избе».
Занятия- эксперименты: «Какие бывают виды тканей», «Из какого материала легче сделать куклу».
Д/игра «Угадай на ощупь, что внутри», «Одень куклу», «Народные промыслы», «Что бывает из соломы, дерева, ткани».
Просмотр презентаций:
«Праздники на Руси», «Обрядовые куклы»,
«Мир кукол наших предков».
«Социально- коммуникативное развитие»
Сюжетно-ролевые игры: «Крестьянская семья», «Дом», «У бабушки в гостях»
Рассматривание иллюстраций, фотографий, посвященных жизни в «старину», «альбомов», «Куклы в русских народных играх и обрядах», «Обереговые куклы».
Презентация: «Как жили люди на Руси»
«Чтение художественной литературы»
Чтение М.А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И.Рюмина «Куклы наших бабушек», стихи о матрешке, куклах В. Приходько, Т.Дадонщиков.
Заучивание потешек, песен на тему быта русского народа.
«Коляда.Коляда!»; «Как на Масляной неделе…»; «Масленица, Масленица»
«Художественно-эстетическое развитие»
Рисование : «Кукла моей бабушки».
Конструирование: «Домик для кукол»; «Построим бабушкин сундук»; «Русская изба».
Аппликация: «Украсим кукле фартук»
Лепка: «Игрушки моей бабушки»
«Физическая культура»
Подвижные игры: «Ручеек», «Карусель», «Гори, гори ясно»
Заключение
Вместе с детьми мы выяснили, что тряпичные куклы, как один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. И это лишь малая часть из всего того многообразия кукол, которые были показаны. Все они нести в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Сегодня русские народные тряпичные куклы-обереги переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. А сделать кукол можно самостоятельно для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству. Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую любят и дети, и взрослые. В чем же секрет ее обаяния и притягательности? Очевидно в том, что она никогда не бывает холодной. Нам удалось сделать все, что мы задумали. В результате работы над проектом реализовались поставленные задачи: 75% родителей с огромным желанием приняли участие в проекте; заинтересовались назначением и разнообразием тряпичных кукол- оберегов; выразили желание изготовить кукол для выставки; презентовали и поделились опытом изготовления кукол оберегов. Дети познакомились с разнообразием и ролью тряпичных кукол в крестьянском быту с ее предназначением, освоили технологии изготовления некоторых из них.
Итоговый продукт:
- Изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды.
- Освоена технология выполнения тряпичных кукол –оберегов с детьми.
- Изготовлены образцы тряпичных кукол родителями для выставки.
- Проведен мастер-класс для родителей изготовление куклы –оберега .