Воспитатель. Проходите ребята я очень рада вас видеть.
Посмотрите, если я нахмурю брови и сделаю сердитое лицо, отвернувшись в сторону, пробурчу — «здрасьте», это будет правильно? Или произнесу слово «здравствуйте» с улыбкой, глядя в глаза тому, кому говорю, слегка кивнув головой. Какой вариант Вам больше понравился?
(Выслушать рассуждения детей) .
А теперь, давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся, и слегка наклонив голову, произнесем: «Здравствуйте! « Вот сколько здоровья мы пожелали сейчас и сделали приятно большому количеству гостей. Вот что значит Вежливое слово.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках зажженная свеча. Посмотрите на нее, обратите внимание, как колышется пламя. Сейчас мы будем передавать ее по кругу, постарайтесь почувствовать ее тепло. Передавайте аккуратно, не спеша, и частичка ее тепла останется с вами.
Ребята скажите, а какое сейчас время года?
Ответы детей: весна.
А в какое время играют снегом?
Ответы детей: зимой.
А в какое время года играют песком?
Ответы детей: летом.
ну что, ждать осталось не долго.
Я уверенна, что многие из вас ездили на море. Кому то, не удалось по каким — либо причинам съездить на море, но уверенна, что вы были на пляже, загорали, купались и просто отдыхали.
Ребята, знаете ли вы, кто такие Феи?
Ответы детей. Феи бывают разные. Есть Феи огня, ночи, воды, любви, танца, радости, песка.
В старые времена Феи наделяли родившихся детей чудесными дарами:
Фея любви дарила ребёнку доброе сердце, Фея ночи прекрасные сны, Фея радости хорошее настроение, а вот Фея песка или Песочная Фея могла подарить путешествие по сказке, где круглый год лето, светит солнышко и согревает все кругом своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, которым можно играть, из которого можно строить замки.
Ну что, согласимся на предложение ФЕИ, туда отправиться?
Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. (Звучит музыка музыкальной шкатулки). Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает Песочная Фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться. А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ней?…Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса. Давайте скажем волшебные слова:
Дверца в Замок отворись!
Фея счастья появись!
(Дети открывают ширму, психолог берет куклу – фею).
Ой, ребята, посмотрите какая фея грустная. (воспитатель делает вид, будто фея говорит ей что-то на ухо, при этом меняет свое выражение лица: удивленное, озадаченное…)
Фея рассказала мне, что во Вселенной была песочная страна с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами. Жители этой страны были очень счастливы. Они могли, есть конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами и цветами, дружить с гномами, петь и танцевать. Но однажды злой волшебник уничтожил все в песочной стране. И стала песочная страна темной и безжизненной.
Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь фее вернуть красоту в песочную страну? Спасибо, что вы согласились помочь фее. Нам в пути помогут: верность, доброта, смелость и дружба.
Давайте пофантазируем. Возьмитесь за руки, закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова:
Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся сделав круг,
Лишь коснемся мы земли,
Быть по-нашему вели!
Дети открывают глаза и подходят к столу с песком «прикрытый тканью».
Посмотрите ребята, что это? Это и есть песочная страна, где живут друзья феи. Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но этот песок не простой. Он волшебный. Он может чувствовать наши прикосновения, слышать и даже говорить.
Я вижу и у вас появилось желание его потрогать, поиграть с ним.
Для начала, необходимо вспомнить правила игры с песком.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Дети, поняли меня?
Воспитатель: Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими волшебниками, познакомитесь с жителями этой прекрасной страны. Вы пока их не видите, а знаете почему? Они вас еще боятся, не доверяют вам. Ведь они не знают, мы добрые или злые, пришли творить хорошее или плохое.
Упражнение «Чувствительные ладошки»
Давайте поздороваемся с нашим другом-песочком.
-Здравствуй, песок!
Послушайте… Он с вами здоровается, говорит тихим голосом, потому что ему грустно и одиноко.
Давайте его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
Вы слышите, как он смеется?
Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?.. (сухой, шершавый, мягкий).
Возьмите за руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем за руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. Песочек, мы тебе поможем!
-Давайте его потрем между ладонями.
Поиграем по поверхности песка, как на пианино.
Опускаем ладони глубоко-глубоко в песок, закрываем глаза, и, прислушайтесь к своим ощущениям /5-10 сек. Можно помолчать/.
Воспитатель: Теперь, ребята можно открыть глаза. Как вы думаете, ощутил ли песок теплоту ваших рук? A что вы чувствовали? Приятно вам было? (ответы участников)
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Мне приятно. Я чувствую тепло песка. Я перевернула руки, мои ощущения изменились. Возьмите в свои ладошки немного песка, а теперь пропустите его через свои пальцы. Вы чувствуете, как песок просыпается сквозь пальцы?
Песок какой?
Теплый или прохладный?
-Шершавый или гладкий?
-Сухой или мокрый?
-Мягкий или твёрдый?
-Песок прохладный, шершавый, сухой, мягкий.
Упражнение»Песочный дождик»
Медленно, а затем быстро сыпем песок из своего кулачка в песочницу, на свою ладонь.
А теперь давайте представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по теплому песочку от края стола к центру и за тем обратно.
Пошли пальчики гулять,
Долго, долго шли пешком,
А затем бегом, бегом,
Немного поскакали
И в конце пути упали.
Есть разная техника рисования. Это могут быть отпечатки кулачком, ладонью, пальцами и т.д.
Воспитатель: Теперь достаньте руки и положите их на песок. Я хочу, ребята, вам открыть один секрет: с помощью песка наши ладошки могут превращаться в различные предметы. Не верите? А вот давайте попробуем!
Игровой комплекс из пальчиковых игр
«Грабельки» /Положили «грабельки на песок»/
Листья падают в саду,
Я их граблями гребу.
/Дети растопырив пальцы и слегка согнув, гребут по песку поочередно обеими руками/
«Лодочка» /Соединили ладони/
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
/Дети выполняют имитационные движения плывущей лодки/
«Пароход» /подняли трубу/
Пароход плывет по речке
И пыхтит он словно печка: «Пых, пых, пых»,
/Дети выполняют имитационные движения по волнообразной траектории/
«Улитка» /Рисуем пальцами улитку/
Я улитку увидала,
И тот час нарисовала.
/Дети указательным пальцем рисуют улитку по нарастающей
в спиралеобразной форме/
«Осьминожки» /Теперь наши руки — осьминожки./
Мы морские осьминожки.
Разминаем дружно ножки.
/Дети высовывают руки из песка, собирая кисть руки в «пучок», и снова погружают в песок, разводя пальцы рук/
Воспитатель: А что такое песок? Это полезное ископаемое. Песок сыпучий , рассыпчатый, рыхлый, песок может двигаться, песок состоит из мелких камешков, на ощупь песок шершавый.
Воспитатель: А где можно его встретить, где его можно применить?
(Варианты ответов детей).
Его применяют: в строительстве, для изготовления бетона, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр, песком можно рисовать.
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в Детство не пропала.
Выбирайте необходимые для творчества предметы и песчаное полотно или (Палочки, ватные палочки)
Воспитатель: Закончили. А сейчас мы с вами будем рисовать. (Играет музыка).
Игра «Картина из загадок»
Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.
Жёлтая тарелка на небе висит. Жёлтая тарелка всем тепло дарит (солнце)
Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. Собрались овечки у небесной речки (облака)
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной (радуга)
Течёт, течёт — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит (речка)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё — беда:
Она их главная еда (трава)
Какие вы молодцы! Какие красивые картины у вас получились. Вы, не только знающие ученые, но и замечательные художники.
А сейчас нарисуйте на песке каждый свое настроение.
(Педагог показывает, как рисовать улыбающуюся рожицу).
Воспитатель: Вам понравилось рисовать? Еще желаете?
Воспитатель: Для этого необходимо разровнять песок руками, чтобы он был гладким и ровным. Возьмите палочку в руку и обведите свою ладонь. Чтобы было удобнее рисовать, пальцы расставьте шире и обведите их. Ребята, для того, чтобы никакая песчаная буря не смогла разрушить наш рисунок, давайте выложим его контур фасолью.
/Воспитатель предлагает детям взять фасоль с подноса/
Воспитатель: Посмотрите, какие у вас получились портреты ваших ладошек! А теперь, давайте оживим наши ладошки: сделаем глаза, нос, рот.
/Дети украшают из разнообразного бросового материала (пуговицы, бусинки, камушки, ракушки и т.п.) свои рисунки на песке/
Воспитатель: Какие замечательные, веселые, симпатичные у вас получились ладошки!
/После завершения работы с песком воспитатель предлагает детям вытереть руки влажными салфетками/
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое настроение у ваших ладошек?
/Ответы детей: веселое, радостное и т.п./
Подвижная игра «Песчинки»
Воспитатель: приглашаю вас на игру. Вокруг себя повернись и в песчинки превратись. Вот как много у нас песка. Весь песок сухой. Вдруг подул сильный ветер. Все песчинки поднялись кверху и закружились, полетели. Ветер притих, и песчинки осторожно опустились на землю.
(садятся на корточки).
Вдруг вновь подул ветер и поднял весь песок вверх. Полетели песчинки, закружились (дети кружатся). Посмотрела в окно хозяйка и думает: что-то пыльно на улице, песок летит в лицо. Взяла она лейку с водой, да и стала песок поливать. Поливает она песок водой. Песчинки намокают и опускаются на землю (дети садятся на корточки).
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Скажите, вам понравилось играть с песком?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
С каким природным материалом мы сегодня познакомились, проводили опыты.
В какой стране мы с вами сегодня побывали? Чем вам запомнилась эта страна? Чем мы занимались в этой стране?
Давайте вспомним, какой песок на ощупь?
Что нового вы узнали? Как человек применяет песок в своей жизни? Что понравилось вам в лаборатории.
Ритуал прощания.
(проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас.
Давайте ласково улыбнемся друг другу и вместе затушим нашу свечу. Набрали воздуха и подули!
Воспитатель: А теперь посмотрите сюда, на моей тарелочке лежат смайлики зеленого и желтого цвета, если вам сегодня на занятие понравилось и у вас все получалось, возьмите зеленый смайлик, если вам не понравилось и вам было трудно, то возьмите желтый смайлик.
А мне остаётся только поблагодарить гостей за внимание, а участников за работу. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!
Благодарю вас за участие в научных экспериментах, за художественное творчество.