Проект «Ах, картошечка, картошка»

Нуреева Ирина Ивановна, первая квалификационная категория воспитатель МКДОУ   «Детский сад «Северок» с. Ванавара».

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева.

 Доброта, отзывчивость, терпение формируются при помощи пословиц, сказок, поговорок и стихов постепенно изо дня в день, дети начинают понимать суть понятий: вежливый, добрый, внимательный, дружелюбный. Дети постепенно учатся оценивать свои  и других детей отрицательные поступки.

Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе, чувства жизнерадостность, привязанность к родным.

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.

  Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, педагоги, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

 Умело организованная окружающая среда более чем на 50:% снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, снимает синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого. Дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников.

У них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками.

Для детей раннего возраста основными направлениями развития являются:

  • смена ведущих мотивов деятельности;
  • развитие эмоционально-делового и предметного общения;
  • развитие и активизация общих движений;
  • развитие предметных действий и предметной деятельности;
  • развитие наглядно-действенного мышления;
  • интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи;
  • овладение различными навыками в процессе подражания;
  • формирование предпосылок к  изобразительной деятельности;
  • активизация самостоятельности в быту и формирование потребности в признании собственных достижений;
  • развитие внутренней речи.

      С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. (Раздаточный материал).

     Создавая развивающую среду группы, учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы, способности.  Приобрели и изготовили своими руками всевозможные «шнуровки», «застежки», логические игры, создали центр песка и воды, закупили фабричные дидактические игры, игры для развития мелкой моторики рук «Собери бусы», «Пазлы», изготовили персонажи для настольного театра, заготовили природный и бросовый материал др.

Учитывая современные требования к  повышению качества воспитательно-образовательного процесса,   стараемся активно использовать современные ИКТ технологии.

Задачи по развитию речи  решаются во всех образовательных областях и в разных видах детской деятельности.

Специализированное занятие по развитию речи   проводится в блоке совместной деятельности педагога с детьми, каждое имеет свою игровую мотивацию и отличается формой проведения.

Работа по развитию речи ведется в 4 направлениях:

  • формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь.    Чтобы ребята научились легко, красиво и правильно  говорить, ежедневно  проводим:
  •  артикуляционную гимнастику («Веселый язычок», «Любопытный язычок»);
  •  дыхательную  гимнастику;
  • пальчиковые игры,  упражнения (изображают животных, предметы быта, явления природы…);
  • логоритмические игры – слова сопровождают с движениями;
  •  в режимных моментах используем фольклор, художественное слово, стихи, песни.

     Для того чтобы успешнее решались вопросы развития речи детей проводим работу с родителями. Провели практикум «Влияние развивающей предметно-пространственной среды на речевое развитие детей», познакомили с играми и учили их методам  проведения в домашних условиях. Проведенная презентация развивающих игр помогла не только сплотить коллектив родителей, но и повысить их педагогическую грамотность.

Таким образом, целенаправленная работа  и грамотная организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:

  • создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
  • обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
  • способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Вывод:  Только совместная деятельность педагогов, детей и родителей ориентирует всех детей на успех, на радость достижения целей, а значит и на продвижение  вперёд, поскольку именно успех и радость победы заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги ДОУ совместно с семьёй стремятся сделать счастливым детство каждого ребёнка.

 

Дидактическая игра «Выйди, выйди, солнышко»

Образовательная область. «Познавательно-речевое развитие»

Интеграция образовательных областей  «Коммуникация», «Физическое развитие», «Музыка», «Кругозор», «Познавательно-исследовательская деятельность».

Задачи.

Обучающие.  Учить действовать малыша по словесной инструкции; активизировать речь детей, привлекая их к проговариванию потешек; закрепить знания о цвете.

Развивающие. Развивать познавательную деятельность; развивать координацию обеих рук, мелкую моторику пальцев; развивать навык нанизывания бусинок на шнур:

развивать дыхание, глубокий вдох и продолжительный выдох в определенном направлении.

Воспитывающие. Воспитывать в детях радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной работе.

Здоровьесберегающие. Осуществлять профилактику утомления детей через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями.

Предварительная работа. Чтение и разучивание потешек, песенок, рассматривание картинок о солнце, игры с песком, водой,  на прогулке наблюдение за солнцем. Перед занятием предлагаю детям подойти к окну, погреться у солнышка. Определяем, что солнце жёлтое, тёплое, круглое, жаркое, весёлое, доброе.

Демонстрационный материал.

Мягкое  красиво оформленное круглое желтое солнышко, с одной стороны — улыбающееся, с другой — грустное, прищепки,  формат телевизора со ставлеными обоями, на которых нарисованы  картинки),  двусторонний скотч,  ящик с песком, большие бусы, карточки с моделями, тазик с водой, лебеди, сделанные из бумаги, мыльные пузыри, пластмассовые бутылки с окошечками, смешарик-Нюша, картина – солнышко в небе.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент.

Воспитатель.   Ребята, я очень рада видеть вас,  посмотрите, сколько у нас гостей!

Эй, язычки просыпайтесь, глазки скорей открывайтесь!

Игра « Здравствуйте ладошки».

Дети поют и выполняют движения по тексту

Здравствуйте ладошки хлоп, хлоп, хлоп (хлопают)

Здравствуйте ножки топ, топ, топ  (топают)

Здравствуйте щечки плюх, плюх, плюх (хлопают по щечкам)

Пухленькие щечки плюх, плюх, плюх (хлопают по щечкам)

Здравствуйте губки чмок, чмок, чмок

Здравствуйте  зубки тук-тук-тук!

Здравствуй  мой носик!

 пим, пим, пим (задевают указательным пальцем кончик носа)

Здравствуйте гости!  Всем привет! (разводят руки в стороны, затем машут правой ручкой)

 Воспитатель. Утром рано я проснусь,  посмотрю – и засмеюсь,

                           Ведь в мое  оконце, ярко светит…..  (солнце).

А как ласково мы можем назвать солнце?

Дети. Солнышко.

Воспитатель. Но не все еще встали. А кто будит по утрам? Кто рано встает деткам спать не дает?

Дети. Петушок.

Воспитатель. Вот беда петушок попал под дождик и заболел. Поможем ему всех разбудить?

Дети. Поможем  (проговариваем стихотворение «Петушок» А.Пассовой)

Заболел наш петушок.

Руки на поясе, повороты туловища

Он под дождиком промок,

Руки вверх, поочередно наклонять кисти

И теперь не может нам,

 кукарекать по утрам.

Руки вниз, поднимать плечи.

Надо Петю выручать,

надо доктора позвать.

Руки на поясе, наклоны туловища в стороны

Будем рано мы вставать, за него пока кричать: «Ку-ка-ре-ку!»

Ходьба на месте. Взмахи рук  с проговариванием.

Воспитатель. Ну вот и молодцы, помогли петушку, всех разбудили, только солнышко спит, его закрыла тучка  (висит картинка тучи).  Видимо нездоровится солнцу, грустно ему, нет у него сил глазки открыть, землю светом осветить. Обычно солнышко просыпается раньше  всех, умывается из тучки, чтобы быть чистым, а потом поднимается высоко в небо и  смотрит, всё ли у вас в порядке?   Солнышко заглядывает в окошко и видит, как вы играете, занимаетесь в детском саду.

Ведь  у солнышко много дел. Оно землю обогревает, ярко светит, будит своими ласковыми  лучиками мальчиков и девочек, травку и цветочки, птичек и всех жучков.

Давайте его позовём!».

А помогут нам в этом картинки.

Мы сейчас  покажем  гостям, как  умеем играть.

(Чтение потешки «Солнышко» по картинкам.)

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко.

На ребяток погляди,

Ты ребяткам посвети!

А можно позвать солнышко по — другому.

Солнышко, Солнышко,

Колоколнышко!

Не пеки за реку,

Пеки к нам в окно,

Будет нам тепло!

Воспитатель. Ни как не желает просыпаться солнышко. Видимо хочет, чтобы я вам рассказала сказку. («Утреннее Солнышко»,  в сопровождении картинок)  

Рано утром, когда еще совсем темно, просыпается Солнышко. Ух, как неохота вставать!  Никак глазки не открываются.
А Птичка-Невеличка тут как тут, будит:
– Вставай, Солнышко! Открывай свои глазки!
Солнышко открыло один глазик, потом другой, сладко потянулось со сна. Посмотрело на свои лучики-косички. А они-то растрепались совсем!
Расстелило Солнышко лучики-косички по лугам, по полям. Первые цветочки и травинки увидели их, погладили и поцеловали. Лучики расправились и полетели дальше, ровненькие гладенькие желтенькие!
– Рыжуха ты, Солнышко! – прозвенела Птичка-Невеличка и в лес улетела.
 Солнышко задумалось, но ничего не ответило.
А его лучики не зевают. Тут же вслед за Птичкой-Невеличкой в лес запрыгнули и разбудили всех птиц.
Проснулись синички и воробышки, галки и вороны, ласточки и чижики, кулики и канарейки. Увидели в небе Солнышко, встрепенулись и радостно запели на все свои звонкие голоса:
Здравствуй, наше Солнышко, милое, родное!
Ты совсем не рыжее, а золотое!
И холодною зимой, и горячим летом
Будем мы встречать тебя радостным приветом!

Воспитатель. Услышало нас солнышко и выглянуло, запели птички (звучит фонограмма пения птиц, Сверху на нитке опускается к детям солнышко-игрушка)

Посмотрите на него и поговорите с ним. (Дети здороваются).

— Скажите солнышку, какое оно.

Дети. (Золотое, желтое, круглое, ясное …) Нарисуем в воздухе пальчиком, какое солнышко круглое.

— Молодцы!

— Детки, вам нравится, когда есть солнце?

— Покажите, как вы рады солнышку (Прыгают, хлопают в ладошки, улыбаются …)

Дыхательная гимнастика «К солнышку»

Руки к солнцу поднимаю, и вздыхаю, и вздыхаю,

Ну, а руки опускаю, воздух тихо выдыхаю.

— Что вам дает солнышко?

Дети. (Свет, тепло.)

Почему то солнышко грустное?  Оказывается  оно потеряло свои лучики.

Что надо сделать, чтобы солнышко посветило нам всем? (Приклеить ему лучики.) А какого цвета? (желтого).

А как вы думаете, что у меня в этом чудесной коробочке?  (встряхиваю). Прислушайтесь, что там внутри? Открываю крышку и достаю  прищепку. Что это? Кто знает? Это прищепка, но в волшебной коробочке еще много ее подружек-прищепок. (Еще раз встряхиваю коробочку.) Слышите, как они разговаривают?  Познакомимся с ними?  (Раздаю  детям по прищепке.)

Воспитатель. Положим прищепку на ладошку. Закроем другой ладошкой, попробуем покатать. Не катается? Потому что она не круглая, как шарик. (прикрепляю прищепку на свою одежду.) Смотрите, что умеет моя прищепка, куда она забралась. А ваши прищепки так могут? Попробуйте!

Какие ловкие прищепки!  Мы их сейчас прикрепим к солнышку, получатся лучики.

— Смотрите, лучики у солнца везде: и сбоку, и вверху, и внизу. Они могут быть короткими и длинными. Посмотрите, лучи у солнца прямые, как наши ручки.

— У всех ручки прямые, ну-ка покажите мне.

— У нас с вами две руки, а у солнышка лучей много.

— Итак, сколько у солнышка лучей?

Дети. (Много)

Солнышку нужно много лучиков, чтобы всех – всех обогреть,  ярким светом осветить, утром разбудить – цветы, птичек, животных, ребятишек. Вот какое доброе у нас солнце!

(переворачиваю Солнышко на другую сторону) какое красивое солнышко! Как оно ярко светит! Как оно улыбается!,  как светло стало у нас в комнате! Вот какое замечательное, доброе солнышко! Давайте расскажем стихотворение про солнышко и покажем пальчиками, как оно на вас смотрит.

Смотрит солнышко в окошко (дети сжимают руки в кулачки)
Смотрит в нашу комнатку.  (и снова их разжимают)
Мы захлопаем в ладошки, (хлопают в ладоши)
Очень рады солнышку! (хлопают в ладоши)

Солнышко благодарит детей, обещает больше никогда не грустить и будет светить всегда и везде.

Дидактическая игра «Солнышко»

-А сейчас я буду показывать картинки, а вы отгадывайте. (Дети отвечают короткими фразами «Солнышко светит», «Солнышко спряталось за тучку», «Солнышко греет щечки» …)

Воспитатель.  Посмотрите солнышко улыбается, ему понравилась наша игра.

Мы сегодня с вами сделали доброе дело, помогли Петушку всех разбудить,

и помогли Солнышку найти свои лучики.

Дыхательная гимнастика.

Стало солнышко пригревать, и на озеро прилетели лебеди. Кто прилетел? Посмотрите, какие они красивые. Давайте подуем на них. Вдохните носом, и выдохните через рот. Выясняют, почему плывут лебеди, что их толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем). Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы лебеди  быстрее плыли (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать).  Что вы увидели? (Лебеди плывут).

Воспитатель. Молодцы! Замечательно все получилось. А внутри волшебной коробочки опять слышатся какие — то звуки. Посмотрим, что там еще спряталось?  (Открываю крышку коробочки, высыпаю  на  поднос крышки от пластиковых бутылок разного цвета)  Что это?

Воспитатель. Крышка рассказала мне, что у нее с подружками есть разноцветные домики-бутылки, только крышки никак не могут их найти, и поэтому им очень грустно. Поможем им, поищем домики?

Воспитатель. Слышите,  из пакета раздаются звуки? Это же разноцветные домики! (достаю  пластиковые бутылки с крышками. В каждой бутылке сбоку вырезано отверстие, диаметр которого чуть больше диаметра крышки. Раздаю их детям.)

Воспитатель. У меня бутылка с красной крышкой. Значит, это домик для крышек — подружек такого же цвета. (дети выбирают  крышки по цвету  и поочередно опускают  их через отверстие в бутылку,  в их домики).

Сюрпризный момент.

Воспитатель.  Ребята,  кажется, кто -то плачет. Кто это?

Дети. (Нюша)

Что же случилось? Может ты расскажешь  нам?

Я по берегу гуляла,

В песочке бусы потеряла.

Мне без бус домой нельзя,

Помогите мне, друзья!?

(Дети отыскивают в песке бусы и нанизывают на веревочку, закрепляя цвет)

А Нюша хочет с вами поиграть. Можно?

 Посмотрите, что она принесла вам. Какая- то маленькая сумочка. Интересно, что в ней?

Дети. ( Мыльные пузыри.)

Воспитатель.  Правильно. Пузыри.

Игра с пузырями. А сколько я пузырей выпустила?

Дети. (Много)

А какие были пузыри? Большие и маленькие,  круглые, разноцветные. А какого цвета? Желтые, красные. Пузыри что делали?

Дети. (Летали),  а вы что делали?

Дети.  (Ловили).

Воспитатель:
Шарики воздушные –
Ветерку послушные.
Ветер дунул и летят.
Пусть летят куда хотят.

Ой, устали пузыри. Пора отдохнуть им. Ложимся  на пол (гладим по спинке, животику и т.д.)

Солнечный зайчик заглянул тебе в глазки. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками по лбу, по носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай нежно, чтобы не спугнуть. Он пробежал по голове, шее, животику, по рукам и ногам. Он забрался за шиворот, погладь его и там! Он не озорник – но он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним. Солнечному зайчику очень понравилось, что вы его быстро находили глазками.

Лепка из пластилина «Солнышко» (размазывание)

Воспитатель. Раздаю  детям заготовленную основу – «солнышко в небе». Шарик, скатанный из желтого пластилина, придавлен к картону в центре листа.

Воспитатель. У вас на картинках голубое небо. А в небе светит солнышко. Только светит оно слабо, совсем не греет. Как вы думаете, почему? Потому что у солнышка нет лучей. Давайте ему поможем и сделаем лучики – вот так. (Нажать пальчиком на край пластилинового солнца, надавить посильнее и оттянуть палец вниз или в сторону – так получается солнечный луч.)

 Воспитатель. Давайте мы, сейчас сделаем много лучиков  и заставим солнышко сиять.

 Вот какое наше солнышко: красивое, круглое, желтое, теплое, светит ярко!

Воспитатель. Вам понравилось играть с Нюшей? А что вам больше всего понравилось? И ей понравилось играть с вами. А нам на память Нюша принесла  угощение.  Ну, вы такие красивые детки. Ну как она могла уйти от вас оставив вас без  подарка?

(Раздает угощение).

Итог. Какие вы сегодня молодцы: и солнышку порадовались, и научились правильно дышать, и бусы помогли отыскать.

Давайте скажем Солнышку «спасибо». Ребята, обязательно нужно жить в дружбе с окружающим миром, ведь дружба – основа всех основ. Дружите с Землёй, Водой, с Воздухом и Солнцем, дружите, друг с другом, и тогда мир станет прекраснее.

Список литературы:

В А Петровский . Построение развивающей среды в дошкольном учреждении . — М, 1993.-с. 15-45. … – 2003.

Л.Половникова. Ребенок в детском саду «Тренируем пальчики».

Н. Тебенькова. Ребенок в детском саду  «Познавательная игра «Чудесный кубик»

Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 1993 г.

Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника «Гном-Пресс», 2005

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.